Примечания к главам 1,2

Примечание1Возможно, это и так. Во всяком случае "камень" - общеславянское слово, и слово "камы" (в отличие от "кам" - вода) на древнерусском и древнеболгарском языках обозначало гору, скалу, утес, мыс, сопку, возвышенность, вершину, гряду, сложенные твердыми породами.

Но, пожалуй, в большей степени слово "камень" связано с древним "кар" (если оба они и «кар» и «кам», не произошли от «ка»). На армянском языке "кар" -камень, в первоначальном значении – «твердый», «Хачкар» (крест + камень) - христианская символика армян. У предшественников армян - урарту - слово garbi (garbe) означало "скала". На индоевропейских языках афганское кар (гар) - скала, гора; греческое кари, карин – вершина; древнеиндийское каркара - гравий, галька; современное хинди канкар - галька, а гарх, гари - замок, крепость, форт; албанское karpe - скала; болгарское карпа, карпи, карпица – скала утес; словенское кар – высота. Доиндоевропейское karr, caro, carra - камень. Фракийское (s)korpa-ta - скалистая (отсюда, возможно, - Карпаты). Румынское scarra – скала. Иллирийское carsum - каменистая область, karrant  - скала (отсюда, возможно, Каринтия - южная область Австрии); кельтское carra - скала, камень. Даргинский язык в Дагестане: karka, - камень; ваханский язык в Таджикистане гар (кгар) - камень; ягнобский язык в Таджикистане гар - гора, перевал. Индоиранское гор - гора. Сомалийское и кушитское (Африка) кар -скала, гора. Финское и карельское kari -утес. Арабское qara - отдельно стоящая скала, холм. Египетское (древнеегипетское) qrr  холм. Древнеирландское carrac - скала, камень. Грузинское каркар - высокий утес. Тюркское кыр - гора, хребет, грань. Монгольское kira, хар, хара - гребень, возвышенность. Тибетское гарх – крепость. Древнеиранское gari, авестийское гарау - гора, горный хребет. Арабское му-гар -маленькая гора. Казахское кара - сопка, возвышенность [Мурзаев, 1984].

 Примечание2.   Кроме стратиграфического широко применяются 3 способа определения абсолютного возраста археологических памятников: радиоуглеродный (с1958 г.), дендрохронологический и археомагнитный. Радиоуглеродный метод - наиболее распространенный и универсальный. По степени распада углерода С14 датируются органические остатки возрастом до 60 - 70 тыс. лет. Дендрохронологический метод датировки производится по годичным кольцам деревьев. Археомагнитный метод позволяет датировать изделия из обожженной глины до VII тыс. до н. э. Для датирования минералов и пород, содержащих калий, применяют калий-аргоновый метод (возраст более 1 млн. лет).

 Примечание3. Термин "археология" производят от греческого "архайос логос", что означает «наука о древностях», другие понимают его как «расссказ о старине». Он появился впервые в античное время. Греческий философ Платон (427 – 347) этим термином называл науки о древности, о старине. На рубеже нашей эры греческие писатели (Диодор, Страбон) стали применять этот термин к догомеровскому, т.е. доисторическому (дописьменному) периоду. Диионисий Галикарнасский (I в. до н.э. - I в. н.э, ) назвал свою Историю Римского государства - "Римская археология", а Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 95) свою "Историю Иудейского народа» - иудейской археологией. Сейчас под археологией понимается научное изучение исторического прошлого человечества по сохранившимся вещественным памятникам, добываемым прежде всего с помощью раскопок.

 Примечание4.  Время и место изобретения лука до сих пор окончательно не установлены. Считают возможным его появление еще в мадлене, примерно 16000 лет назад, или в позднем палеолите. Есть мнение, что первые свидетельства использования лука на северогерманской равнине и в африканской Замбии относятся к IX тыс. до н.э.[Кларк, 1977].

Древние авторы еще помнили забытые теперь имена. По Диодору, лук и стрелы изобрел Аполлин. Плиний же сообщал, что стрелы и копье пехотинцев изобрел Тиррен, стрелы охотников - Пизий, лук со стрелами - Скиф, Юпитеров сын; он же приводит и другие сведения: стрелы изобрел Персий, Персиев сын. Особенно Плиния возмущали оперенные стрелы: "Самое порочнейшее по мнению моему  ухищрение ума человеческого. Ибо, чтобы смерть скорее постигала человека, сделали ее крылатою и железу придали перья".

Более поздние свидетельства помогут понять силу этого изобретения: если дальность боя копья -30-40 м, копьеметалки - 70-80 м, то лук бил на 80-100 м, индейский - на 450 м, английский длинный лук - на 600 м, турецкий - на 900 м. Из лука делали от 10 до 20 выстрелов в минуту и редко промахивались на 200 м. Сила удара была такова, что, например, у североамериканских апачей стрела на 300 шагов пробивала человека насквозь. Очевидцы рассказывали, что стрела сначала пробивала тело одного бизона и убивала другого, бежавшего рядом. в то время. как пуля из кольта не могла пробить. С появлением лука и стрел Д.Морган связывает высшую ступень дикости. Лук был первой машиной, созданной человеком, в которой используется запас энергии, накопленный при натягивании тетивы. Он послужил основой других изобретений: лучковое сверло освобождало одну руку человека и было первой машиной для вращательного движения; звук натянутой тетивы привел, вероятно, к созданию струнных музыкальных инструментов [Бернал, 1956]. Не все народы пришли к луку: не знали лука и стрел австралийцы, а патагонцы заменили лук метательными шарами "бола".

 

Примечание5. Размеры стволов кремневых шахт в Красносельском и Карповцах, Белоруссия (по материалам Н.Н.Гуриной)

Глубина ствола, м

Число учтенных шахт

Диаметр ствола, м

от – до

средний

I, 0 - 1, 5

9

1, 2 – 2, 1

1, 4

I, 6 - 2, 0

16

1, 0 - 2, 5

1, 5

2, 1 - 2, 5

13

1, 0 - 2, 5

1, 4

2, 6 - 3, 0

23

1.1 - 2, 2

1, 5

3, 1 - 3, 5

8

1, 2 - 1, 6

1, 4

3, 6 - 4, 0

4

1, 65 – 2, 0

1, 8

> 4, 0

3

1, 8 - 1, 9

1, 85

 

Примечание6. Говорить о поддержании горных выработок, как и о всем ином, что делал первый горняк, естественно, приходится с позиций современных знаний. Карл Маркс так сказал об этом: "Анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны.. Намеки же на более высокое у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более высокое уже известно".

Библия также отметила эту особенность познания: "Бог... сотворил из небытия к бытию все видимое и невидимое и украсил всякой красотой, о которой если кто станет размышлять, то думая понемногу по части может уразуметь и познать того, кто сотворил такие многие и дивные создания. (Ибо) по величине и красоте созданий размышлением познается создатель их …" [Премудрости, 13, 5]. Современные исследователи также обращают внимание на эту особенность понимания прошлого с высоты современных знаний. Свои чувства и понятия человек стремится перенести на весь мир и даже вселенную. Как отмечают в литературе [Субботин,1974], когда сооружался Панамский и был уже прорыт Суэцкий канал, Скиапарелли и Ловелл "открыли" каналы на Марсе. Когда на кораблях ВМФ в 1-ю мировую войну стали применять прожекторную сигнализацию, астрономы усмотрели световые сигналы и на Марсе; когда появилось радио, то зарегистрировали позывные и с Марса; когда запустили искусственные спутники Земли, то Шкловский выдвинул гипотезу, что Фобос и Деймос искусственно созданы. Именно полеты космонавтов - источник представлений Агреста, Казанцева и Дэникена о посещении Земли пришельцами с инопланетных цивилизаций, объяснений гибели Содома и Гоморры, происхождения плит Баальбекской террасы, тектитов и фресок Тассили.

 Примечание7.   Существует и иной взгляд на древние орудия. По мнению некоторых авторов "изготовление ножей - всего лишь дробление кремня. А производство топоров и наконечников для стрел? Не так давно было установлено, что эта работа очень проста и ее может исполнять каждый" [Ременко,1980]. Как тут не вспомнить Леонарда Эйлера: "Когда задачу решает другой, все ясно, когда решаешь сам, ничего не выходит".

 Примечание8.  В отношении животного мира существует понятие "эволюционная конвергенция", которое определяется как процесс, в результате которого у разных видов (неродственных) животных в сходных условиях существования развиваются одинаковые приспособления. Так, у кита и у фламинго рот устроен одинаковым образом, так как оба они питаются одинаково, процеживая через рот воду и отфильтровывая мелких животных.

Примечание 9. Сверление, вероятно, родилось из прокалывания. Но где человек подсмотрел вращение, это естественное начало идеи машины? Считают, что еще 20-30 тыс. лет назад сверления не знали. По мнению некоторых историков, мысль просверлить топор для укрепления рукоятки родилась только к концу каменного века [Ранке, 1902], более поздние исследования подтвердили изобретение каменного сверла примерно в 1У тыс.до н.э. в Двуречьи [Пиотровский, 1940]. Многочисленными опытами доказано, что полый цилиндр из любого достаточно прочного материала в состояния просверлить твердый камень с помощью воды и песка. В лаборатории трасолога[1] С.А. Семенова за 10 часов с помощью бамбука в камне высверливали отверстие глубиной 34 мм и диаметром 25 мм. За это же время в диорите трубчатой костью диаметром 40 мм просверлено отверстие глубиной 10 мм [Семенов, I963]

В 1846 г. швейцарский инженер Лешот вновь изобрел бурение скважин с помощью пустотелой коронки.

Примечание 10.  Бачапины, одно из кафрских племен, называют все металлы словами, обозначающими их отношение к железу. Железо называется у них tsipi, золото же они называют tsipi e tseka - "желтое железо", серебро – tsipi e shu -" белое железо", медь tsipi e kubila - "красное железо" [Шрадер, I886]. Если заменить слово "железо" на "металл", классификация бачапинов будет выглядеть совсем неплохо.

Примечание 11. Аристотель жил в IV в. до н. э., а еще в ХVII в. н. э. в "Луцидариусе" сообщалось:

"Ученик рече. Откуда град и камение приходит на землю. Учитель рече. Егда на земле велиа теплота, тогда на воздусе велия студ. Сице воземлет теплота пару и росу с собою на воздух и воздух напитает и ветр дохнет и смесятся подобие их. И вода имать смерзнутися вкупе. И егда ветр уляжет, тогда воздух камения не может носити, но вскоре иматъ падати на землю".

Истории известны и более разительные отступления от правил. М.Ф.Тройон описал каменные топоры из Богемии, изготовленные примитивным способом, но так, что отверстия под рукоятки будто бы выполнены металлическими орудиями. Как заметил по этому поводу писатель: "Этот замечательный исследователь кажется думал, что человек каменного века применял медные инструменты для изготовления своих каменных орудий" [ Walker, 1925  ]. И что удивительно, так могло и быть: в Африке, на р. Кафуэ, левом притоке Замбези, в конце III - нач. II тыс. начали плавить железо, затем вернулись к камню, затем снова к железу, но более качественному. Еще более разительный пример наблюдался на о-ве Суматре, где племя кубу перестало пользоваться даже каменными орудиями, предпочитая им деревянные.

 Примечание 12. Существует несколько гипотез по вопросу центров происхождения культурных растений. Во всех этих гипотезах первым называется Передний Восток, как наиболее древний регион земледелия VII, может быть X, иди даже XI тысячелетия до н. э. При этом необходимо помнить, что это сроки массового перехода к земледелию. Что же касается времени появления культурных растений, оно гораздо старше. Н.И.Вавилов относил его к тем отдаленным эпохам, "для которых обычные периоды археологов в 5-10 тыс. лет представляются коротким сроком". Детвайлер, А. Декандоль, В. Л. Комаров считали, что культура пшеницы возникла уже 50 тыс. лет назад. Согласно Зольгайму, во всей Ю.-В. Азии и, в частности, в Бирме люди стали заниматься огородничеством между XX и ХV тыс. до н. э. Сообщалось, что в Бирме, в пещере Духов, были найдены зерна гороха, фасоли и сои, возраст которых может составлять 10 тыс. лет, а в Перу, в пещере Анкац, найдена культурная фасоль возрастом 10200 лет. Наконец, сенсационное сообщение о Египте: в районе Асуана археолог Фред Вендорф обнаружил зерна ячменя и каменные зернотерки или жернова, датируемые ХVI-ХII тысячелетием до н. э. В долине Инда в районе г. Мехергорха на р. Бодан открыты земледельческие поселения VI тыс. до н. э.

Ведущая роль в Передней Азии принадлежала зерноводству. Начав с собирания зерен, человек понял, что зерно не только съедобно, но и может храниться достаточно долго. Это позволяло иметь запасы на черный день. Затем, уяснив себе сущность самосева растений, он переходит к разбрасыванию семян, по возможности приближая их к своему поселению, т.е. начинает сеять.

Возможно, какую-то роль в этом сыграло одомашнивание животных. Скотоводство тоже родилось из открытия, что некоторые виды животных могут содержаться и размножаться в неволе (в загоне), т.е. опять таки могут быть резервом в производстве пищи. Одни исследователи считают, что древнейшее скотоводство на Ближнем Востоке относится к VIII-VII тыс. до н. э. [ Flannery, I965], другие полагают, что переход к производящему хозяйству, а это уже было производство мяса, начался с попыток приручения коз и газелей еще в ХVII тыс. до н. э. [Трамп, I980], третьи дают следующую деталировку появления домашних животных: овца в Сев. Ираке - ок. Х тыс. до н. э, коза в Палестине – VIII-VI, лошадь – V-IV, верблюд - II тыс. Там же, где человек находил предков современных домашних животных, он находил и дикие растения, которыми питались эти животные.

Важно подчеркнуть, что приручение скота, на первых порах по крайней мере, не требовало участия основных производителей пищи - охотников, для этого годились те, кто оставался на стоянке, и эти же люди могли заниматься и собирательством, и земледелием, и охраной полей от птиц и зверей. Так и одомашнивание скота и земледелие вызывают тяготение к одному району, к постоянному жительству, но если скотоводство, как вероятно и предшествовавшее ему рыболовство, лишь намечало переход к полуоседлому способу жизни, то земледелие закрепило оседлость. Переход к земледелию поднял новую проблему – приготовление пищи и уже в ХI , а по другим данным даже в VII тыс. до н. э.,  в Анатомии[2] - появляется гончарное ремесло и керамическая посуда[3].

Однако, переход к производящему хозяйству взамен присваивающего создал совершенно новые отношения в человеческом обществе. Появление избыточного продукта в определенных районах породило одновременно и стремление захватить эти избытки жителями соседних, менее богатых районов. Отсюда и естественное стремление к защите своей собственности, в разряд которой попадает теперь и земля. Уже в VШ тыс. начинаются объединения племен с целью усиления защиты, как, впрочем, и нападения. Укрепляются поселения, становятся обязательными такие органы родового общества, как Совет и Собрание всех его членов, а затем и царь-военачальник. Наступает, задолго до появления государств, эпоха военной демократии - военной "потому, что война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни. Богатство соседей возбуждает жадность народов, у которых приобретение богатства оказывается уже одной из важнейших жизненных целей. Они варвары: грабеж им кажется более легким и даже более почетным, чем созидательный труд…«. [Энгельс]. Люди стекаются под защиту крепостных стен городов и первый среди них, вероятно,  Иерихон, датируемый X-VШ тыс. до н. э., близ Иерусалима, в Палестине.

Примечание 13. Находки золотых сокровищ IV тыс. около г.Варны в Болгарии замечательны тем, что на золотых колечках нельзя было найти места соединения, а золотые бусины на ожерельи (7 рядов) были выполнены в виде крошечных человеческих голов. Из этого следует, что такие высокохудожественные поделки можно было сделать только после долгого знакомства и большого опыта обращения с металлом.

  Есть неясные свидетельства и более раннего золота. Например, как утверждают, "достоверно известно", что в середине V тыс. до н. э. множество рабов уже добывали золото в долинах Белого и Голубого Нида [Локерман, I978]. В 1904 г. сообщалось, что знаменитый английский археолог-любитель Флиндерс Петри при раскопках в Абидосе (Египет) в гробнице царя Зер (?) нашел 4 браслета из золота с камнями. Их датировали 5000 г. до н. э. Возможно эту же находку упоминает К. Цейтнер (1975), когда речь идет о 4 золотых браслетах с бирюзой, но датируемых уже VI тыс. до н. э. Это самая старая датировка. Находки же меди старше на 2-4 тыс. лет.

 

Примечание 14.   Как правило, все исследователи указывают на появление меди в Передней Азии  

Время появления меди. тыс. лет до н.э.

Источник

самородной

металлургической, выплавленной

Анатолия (Турция)

 

VIII (?)

Марков, 1979

 

VIII - VII

Гришин, 1980

Семенов, 1983

VIII

VII

Бакс, 1986

VIII

 

Селимханов, 1970

Здорик,1975

VIIIVII

VII

Wertime, 1973

Мерперт, 1977

VIIIVII

 

Черных, 1983

 

VII

Davisson, 1972

Колчин, 1975

ранее VII

ранее VI

Маккуин, 1983

VII

 

Кашкай, 1973

VII

V

Черных, 1970

 

IV

Редер, 1970

БСЭ

Месопотамия (Ирак)

IX

 

Wertime, 1973

VII

V

Черных, 1974

 

VI

Колчин, 1975

 

ранее V

Маккуин, 1983

VIV

 

Обермайер, 1913

Куракова, 1975

VI

 

Черных, 1983

 

V

Пешкин, 1964

Редер, 1970

БСЭ

Иран

X

 

История, 1977

VII

V

Черных, 1974

VII

 

Кашкай, 1973

Wertime, 1973

VII – V

 

Гришин, 1980

 

V

Брентьес, 1976

 

IV

БСЭ

Редер, 1970

Палестина

VII

V

Кинк, 1970

 

IV - V

Исаев, 1987

 

Известно, что во время существования государства Исува в долине Евфрата, на границе его, близ современного Эргани-Мадена, по соседству о государствами Хатти и Миттани, находились самые крупные на Бл. Востоке медные рудники [Маккуин, I983]. Впоследствии этими рудниками владели хетты, у которых их отнял царь Ассирии  Салманасар I (1274-1245). В ответ  Тутхалияс IV, царь хеттский (ок.1250), сын Хаттусиллиса III, захватил Кипр с его медью. Затем хеттский царь Суппилулиумас II (ок. 1200), видимо, отвоевал медные рудники Исувы и усмирил взбунтовавшийся Кипр. А примерно в 1160 г. до н. э. медные рудники Исувы (теперь здесь вновь находились ассирийские провинции Алзи и Пурукуззи) подверглись нашествию мушков, двигавшихся то ли с Балкан, то ли с Востока через Ц. Анатолию.

Ряд находок древней меди сделан в Палестине. Некоторые авторы считают, что в Ханаане познакомились с медью в VII тыс., а обработку ее начали с конца V или даже V1 тыс. до н. э. В Талеилат-Гассуле находки датируют V, а в Нахал-Мишмаре, Керар-Монаше и Бир Абу-Матире - IV тыс. до н. э. В Нахал-Мишмаре, в одной из речных долин к западу от Мертвого озера, поблизости древней крепости Массада, в пещере, в соломенном матраце нашли 6 каменных зубил и 413 медных предметов, в том числе 240 медных зубил, 20 топоров и долот, 80 медных штандартов или скипетров (полые медные палки с набалдашниками), 10 двухкилограммовых "корон", т.е. медных обручей высотой 9-20 см с резными узорами и объемными изображениями, - то ли головной убор, то ли часть модели дома. По дороге из Тель-Авива в Хайфу, около Керар-Монаша при вспашке земли нашли 800 кованых медных пластинок размером 11x4,5 и 9,5x6 см, - по-видимому осатки наиболее древнего панциря воина. В поселении Бир Абу-Матир в вади реки Беер-Шебы, между Газой и Мертвым морем, нашли медеплавильню малахита (ямы диаметром 0,3-0,6 м), который добывали за 80 км в Вади-Фейнане.

 Таким образом, современные исследователи видят начало меди там же, где и начало земледелия - в Передней Азии. Об этом же сообщали и древние авторы. В русской "Полидоре" 1782 г. говорится: "Медь в Кипре острове Кинира Агрипин сын[4] нашел, так же клещи, молот и наковальню, как видно из Плиния кн.: 7 и 34: с которыми Солин[5] не согласует, когда о Крите говорит, так пишя: Калфисом тот же остров у древних был почитаем, как повествует Каллидем, где медь сперва найдена... Из меди делать вещи, некоторые утверждают, что Халибы, другие, что Циклопы выдумали, которые прежде делали железо[6], как пишет Плиний. Но употребление меди, по сказанию Климентову, Паннонии показали... Стравон же в кн: 14 землеописания говорит, что телхинцы медь и железо делать начали, поелику они сделали Сатурну мечь серповидной...".

Что касается Кипра, теперь мы знаем, что Плиний ошибался. Впрочем, строго говоря, мы не можем упрекнуть знаменитого историка в ошибке: всей нашей истории не хватило на перевод 37 книг его Истории на русский язык. Ошибался и Солин, хотя был ближе к истине: эпоха меди на Крите началась в раннеминойский период, т.е. около 3000 г. до н. э.[7] Наше внимание к Истории Плиния объясняется не только тем, что она - богатейший первоисточник, охватывающий всю сумму знаний того времени, но и тем, что, не имея перед глазами единого перевода одного серьезного переводчика, трудно понять, почему у одних авторов речь идет об открытии меди, у других - открывают бронзу. Памятуя это, будем осторожно принимать на веру, что, согласно тому же Плинию, плавить и закалять (!) медь, по мнению Аристотеля, научил лидиец Скиф, тогда как в переводе другого автора – «скифянин Лид» [Полидора, 1782], или "лидии скиф" [Полидора, 1720]. Плиний приводит и другое мнение, - Теофраста, ученика Аристотеля, - что не Лид, и не Скиф, а фригиец[8] Дел (Делос у некоторых авторов), или "Дел Фригианин" изобрел медь.

Были и инакомыслящие. Морган, например, полагал, что первое открытие меди последовало в Центральной Азии, в области нынешнего Китая, откуда знакомство с этим металлом было занесено на берега Евфрата шумеро-аккадийцами. В Китае первое литературное упоминание о меди относится к 2580 г. до н. э., времени царя Shu [Davis, 1924], однако здесь легко ошибиться: в III в. до н. э. повелением китайского императора Цинь Шихуана (Цинъ-Шихуанди, 259-210) все книги были сожжены, кроме трудов по магии и сельскому хозяйству, а ученых живыми закопали в землю.

 Примечание 15. Греческое же название меди - "халкос" производят от имени города Халкиды на острове Эвбея, которое, в свою очередь, произошло от названия пурпурных раковин, за которыми приезжали на эти берега финикияне. Оно известно в первых греческих письменных памятниках - гомеровских эпосах "Илиада" и "Одиссея", появившихся в IX - VIII вв. до н. э., но основной поэтический материал которых создан, возможно, еще в ахейскую эпоху ХV-ХII вв. до н. э.[9]

"Там они стали поспешно рубить густоверхие дубы

Остро отточенной медью и с шумом валились деревья".

Примем это утверждение за базовую гипотезу, хотя как мы уже видели, перевод древних настолько сложен, что завтра эти слова могут читаться как "остро отточенная бронза".

  Чему удивляться ? "Памятник" Горация переводили Ломоносов, Державин, Пушкин, Семенова-Тян-Шанская, и ни один не повторил другого. 200 лет переводили запись посла Герсея о смерти царя Ивана Грозного как "испустил дух", теперь переводят "был задушен". Раньше, переводя Светония, говорили о солдатском красноречии Цицерона, теперь же его сравнивают с самыми выдающимися ораторами. Знаменитое место из послания апостола Павла корифянам (стих II, гл. 13) в прежнем переводе английской Библии звучало так: "когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал». В новом переводе этот текст теперь читается так: "когда я был ребенком, моя речь, понимание и мировоззрение были детскими". Это напоминает шуточный современный перевод украинской пословицы "баба з возу, кобилi легше" на английский язык: "когда леди выходит из кареты, ее скорость увеличивается"!

Примечание 16. Одни считают, что некоторые древние народы Европы так называли и металл, и ремесленника по металлу – кузнеца; другие связывают его с широко распространенными в Средиземноморье и Передней Азии терминами "металлон", "металлум", означающими и минералы, и руду, и рудник; третьи производят от названия страны Мидии, или от хеттского слова  miti -, mita -, "красный".

 Примечание 17.  До сих пор неясно, как человек сумел воспроизвести этот процесс. Когда в додинастических могильниках Египта нашли медь и не нашли горнов и тиглей, возникла теория, что медь легко плавилась на костре. Как доказывал Гоуленд [Gowland, I9I2], кусок окисленной медной руды в костре легко восстанавливается в медь. Рассказывают, что отец австрийской археологии М. Мух практически доказал, что достаточно собрать большую кучу обломков медной руды и зажечь кругом костер, чтобы медь начала выплавляться, если в руде достаточно серы и имеется обильный доступ воздуха - никаких печей не требуется, опыта тоже, а медь получается замечательно чистой. Однако в 1938 г. известный исследователь древней металлургии англичанин Г.Г.Коглен [Goghlan, I939], пытавшийся осуществить такую плавку малахита с помощью древесного угля при температуре 700-800°, получил не медъ, а окись меди. По мнению Коглена медь можно было получить из руды лишь в закрытой камере, иначе кислород воздуха препятствует восстановительной реакции, и поскольку гончарные печи были уже найдены в Передней Азии, Коглен считал, что и выплавка меди была открыта там.

              Можно поверить, что в отдельных случаях, с помощью каких-то неведомых нам секретов, отдельные мастера могли плавить медь на костре, но массовая плавка меди началась, вероятно, только после еще одного замечательного изобретения - гончарного дела. Возможно, это и объясняет, почему такой большой срок прошел между освоением горячей ковки и плавки.

 Примечание 18.  Мнения древних о первооткрывателях меди можно отнести и к первооткрывателям бронзы, т.к. часто одно и то же слово переводят то как "медь", то как "бронзу". Это и лидиец Скиф, и скифянин Лид, и фригиец Дел, и даже халибы, как утверждал все тот же Плиний. И возможно, поскольку эти мнения древние авторы высказали, большей частью, когда бронза была уже хорошо освоенным материа­лом, предпочтительнее отнести их мнения все же к бронзе.

 Примечание 19.   Происхождение термина "бронза" - неясно. По мнению одних, название "бронза" происходит от иранского слова "бронспион", что означает "сплав", иногда его связывают с персидским корнем, обозначающим блеск, особенно блеск меча. Другие утверждают, что древнейшей латинской формой был "bronzium", который производили то от немецкого "bruno", "темный", имея в виду темный (?) металл, то от латинского "obruzum", "испытанный огнем". Третьи считают, что термин "бронза" появляется только в ХV в. н.э. и производят его от названия современного итальянского города Бриндизи, бывшего Брундузия (Брундизия), где в римское время существовали большие фабрики бронзовых изделий[10], и где, добавим, 21 сентября 19 г. до н.э. умер великий римский поэт Вергилий, завещая перед смертью уничтожить его знаменитую, в последствии, "Энеиду". Некоторые авторы считают слово "бронза" ханаанского происхождения.

Оригинальную гипотезу появления бронзы в Европе выдвинул французский археолог Габриэль де Мортилье (I82I-I898). По его мнению, бронзу занесли цыгане из Индии, двигаясь через Месопотамию и Египет. Бронзовый период в Европе он даже назвал "Цыганским". В подтверждение своей идеи Мортилье указывал на тот факт, что рукоятки древних мечей малы, как малы рукоятки индийских мечей (78 мм), в то время, как рукоятки более поздних европейских мечей в 1,5 раза длиннее (109 мм), и именно цыгане имеют узкую ладонь. Правда, позднее нашли, что узкие ладошки были также у финикийцев и египтян, у многих финских племен и даже чуди.

Примечание 20.      Деньги.

Металлические деньги не сразу получили широкое применение. Задолго до их появления и параллельно с ни­ми в качестве денег использовались и продовольствие (зерно, соль), и украшения (раковины каури), и пушнина, и орудия труда (топор, лопата), и камни, и скот. Еще в гомеровские времена (ХШ-ХП вв. до н. э.) греки оценивали товары на волов

"Мздой победителю вынес огонный треножник, огромный,

Медный, - в 12 волов оценили его аргивяне;

Мздой побежденному он рукодельницу юную вывел,

Пленную деву, - в 4 вола и ее оценили".

Во II тыс. до н. э. появляются слитки металла с нанесенными при литье знаками, гарантировавшими вес и состав. Были они в виде металлических орудий (например, топоров), прутков, проволоки, пластин, пирамид и т.п. Возможно, к этому типу денег относятся получившие широкое распространение в древнем мире талант и мина, изобретение которых одни приписывают вавилонянам, другие - греческому Средиземноморью (Крит, Кипр, конти­нентальная Греция, Сардиния). В Египте еще в 1580 г. до н. э. обмениваемые товары оценивались слитками меди весом 91 гр., которые назывались "ут" и от которых,  после завоевания Египта Александром Македонским, произошла птолемеева медная монетная система. Кувшин меда стоил I ут, а вол - 119 ут.

Наконец, на смену слиткам пришли монеты - особая форма металлических денег, сохранившаяся до наших дней. Предполагают, что первые монеты отливались в форму и изготавливались они в Китае в ХII в. до н.э. Независимо от китайцев, в УП в. до н. э. в греческих странах Средиземноморского бассейна (Лидия, Эгина[11]) появляются первые чеканные монеты. По одним данным, лидийцы использовали чеканные монеты примерно с 700 г. до н.э., по другим - с середины VII в. По мнению одних, лидийцы чеканили монеты из золота и серебра, по мнению других - из серебра или электры, третьи утверждают, что самые древние античные монеты были из "белого золота" - электрона[12] (электрума, электра[13]) - самородного металла промежуточного состава между золотом и серебром. Этот очень редкий металл встречался в древних Лидии и Испании, позже его специально создавали, сплавляя золото с серебром. По преданию лидийцы же первыми в 550 г до н. э. при царе Крезе (560-546) стали использовать золото для чеканки монет и это не удивительно, пожалуй, Лидия славилась своими золотоносными горами Тмола и Синила. Медную же монету впервые, якобы, пытался ввести Синаххериб (704-681), другие считают, что медь для изготовления монет впервые стали использовать в Греции в конце V или даже в начале IV в. до н.э. (сицилийские "литры"). Самые ранние медные монеты в России появились в греческой колонии-полисе Ольвия (у Днепро-Бугского лимана) в VI или на рубеже VI-V вв. до н.э. [Максимов, 1976].

Примечание 21.   Скульптура.

Еще одним крупным потребителем металла стало искусство, прославляющее красоту, богов и героев в объемных изображениях - скульптуре.

Аполлодор (II в. до н. э.) считал изобретателем ваяния Дедала, сына Эвпалама, который жил в XIII в. до н. э. По мнению Павсания (II в. н.э.), автора знаменитых 10 книг "Описания Эллады", во времена Одиссея не умели еще делать статуй из одного куска меди. Первыми, кто стал плавить медь и выливать статуи, были Ройк (он же Рёк, Рекий и т.п., жил в 640 г. до н.э.), сын Филея, и Феодор, сын Телекла, родом с Самоса[14]. Выливали они статуи частями, а затем соединяли эти части.

Если обратиться к историческим фактам, то, как уверяют, впервые медная скульптура появилась в Южном Двуречье - в середине IV тысячелетия до н.э. В Египте в эпоху I династии (ок.3000 г.) употребляли листовую медь для покрытия деревянных предметов, прикрепляя ее медными гвоздиками. Древнейшая и самая большая сохранившаяся статуя царя Пепи I (VI династия, 2423 - 2263) из кованой меди хранится в Каирском музее.

В дальнейшем наступила скульптурная эпидемия. Плиний отмечает, например, что в эдильство[15] Марка Скавра 3 тысячи медных статуй служили украшением одного театра. Столько же медных статуй находились в Родосе и не менее этого в Афинах, в Олимпии и в Дельфах. Каждый олимпиец - победитель  имел право на скульптурное изображение. Размеры статуй внушают уважение. Статуя Аполлона в Капитолии имела высоту 30 локтей (ок.15 м), по Плинию за нее заплатили 500 талантов, т.е. по крайней мере 12, 5 т серебра); статуя Юпитера, поставленная Клавдием на Марсовом поле и Юпитерова статуя[16] Лисиппа в Таренте - 40 локтей (20 м); Колосс Родосский - 70 локтей (35 м); статуя Нерона - 33 м[17]. Кто-то из современников заметил, что в Риме одна половина - это жители, вторая половина - статуи. И позднее, находясь уже на краю гибели, Великая Римская империя продолжала эту традицию гигантизма. Древние хроники, описывая взятие и разграбление Византии крестоносцами в IV походе и переплавку медных статуй на деньги, сообщали, что голову статуи Юноны едва могли перевезти 4 быка, а размеры статуи Геркулеса были таковы, что шнурок, обведенный вокруг его пальца, мог опоясать человека, а берцовая кость была с человеческий рост.

 Примечание 22. Как и в случае с другими металлами, древние легенды приписывают открытие железа, как правило, богам, но в более поздних из них встречаются и земные жители.

Египтяне считали, что ковать железо научил бог Птах.

В "Калевале" (IX) железо открыл "вечный кузнец" Ильмаринен.

У славян научил людей ковке бог солнца и огня Сварог, отец Дажь-богa. Певец Боян в "Слове о полку Игореве" - "дажьбожи внук".

У иранцев первым, кто добыл железо из руды, а также создал мотыгу, топор и пилу, был царь Хушанг или Гушенк (за 3600 лет до н. э.).

Наставник христианской школы в Александрии - Климент Александрийский (ум. ок. 215 г.), пытавшийся объединить веру и знание, приписывал "художество умерять железо" Делу Иудеанину, тогда как Гесиод считал Дела скифянином. Это опять возвращает нас к меди, среди первооткрывателей которой упоминались Лид Скифянин и Дел Фригианин.

Греки никому ни в каком искусстве не уступали первенства. Согласно одной легенде, за 1749 лет до н. э. греческий законодатель Прометей научил людей высекать огонь, ковать металлы и делать керамику. Согласно же Павсанию, плавку железа, как и литье статуй изобрел Феодор, сын Телекла с острова Самос, во времена тирана (т.е. правителя) Поликрата (537-522). В знаменитой Паросской хронике, высеченной на мраморе в 263 г. до н. э. на острове Парос (Греция), сохранилось предание, что железо было открыто на Крите, во времена царствования там Миноса Старшего, а в Афинах - царя Пандиона (1462-1423). Некоторые авторы называют совершенно точную дату - 1432 г. до н. э. Критское железо найдено было на горе Иде, где родился сам Зевс. Открыли это железо критские дактили - Кельмис (Кельмий), Дамнаменей и Акмон, они же демоны, т.е. божественные существа -духи, отличающиеся от богом тем, что не имели человекоподобной внешности. Открыли они его при пожаре леса, росшего на месторождении в местности под названием Верекинф, поэтому, вероятно, им приписывали и открытие огня. Дактили не только обрабатывали, но и добывали железную руду /Шмидт, 1931]. Их железо греки называли "синим".

Изобретателями железа считали и бога Вулкана и мифических тельхинов - морских демонов, сыновей Понта и Геи, которые жили сначала на Крите и вероятно были предками дактилей, затем переселились на Кипр и, наконец, на о-в Родос[18], где научили людей добывать и обрабатывать металл, изготавливать статуи богов, изобрели для людей мельницу и в конце концов были уничтожены Аполлоном или  Зевсом.

По свидетельству же Геродота, железо плавить придумал Главк с греческого острова Хиос, знаменитого своими вином, мрамором м и хиосской резней, во времена лидийского царя Алиатты (605 - 560). Впрочем, неточности перевода не позволяют однозначно сказать, что изобрел Главк; по одним данным - это плавка, по другим - пайка, спайка, инкрустирование; возможно это была сварка железа.

В рукописном рисоля (статуте) кузнецов древнего Узбекистана сказано так: по повелению Аллаха 4 ангела принесли из райских гор некий камень, положили его в огонь и по произнесении стиха "Слава великому Аллаху" он превратился в железо. Из него ангелы сделали наковальню, а из кож райских овец смастерили мех. После того , взяв из ада огонь и окунув его 7 раз в воду реки милосердия, они положили его в угли и вручили все пророку Дауду (библейскому Давиду). А он научил людей обработке железа и искусству изготовления из него инструмента, оружия и т.д. Сомневающийся в рисоля объявляется проклятым и неверным, и да будет он разведен с женой.

Наконец, изобретателем железа считали Халиба, сына бога войны Ареса, родоначальника племени Халибов.

Удивленный таким разнообразием, Вергилий справедливо заметил: "почему верить должно, что таковые изобретатели разные в различных местах открывали способы находить и делать металлы, хотя оные в других странах задолго до того были изобретены".

В Библии, как помните, творцом всех орудий из меди и железа был Тубал-каин, время жизни которого одни относят ко временам Моисеевым, или за 3000 лет до н. э. , или к IV столетию после сотворения мира. Библия - документ сравнительно поздний и потому железо в нем упоминается довольно часто, в том числе для характеристики каких-нибудь качеств или явлений. Например, об одном   из родоначальников евреев - Иуде, имевшем богатырское сложение и такой же голос, слышимый за 80 км, говорится, что от этого голоса "железо у него во рту обращалось в пыль".

 Для сравнения укажу, что в "Книге рекордов Гиннеса", периодически выходящей в Лондоне, победителем международного чемпионата крикунов признан 42-летний рыбак Кеннет Лидер из английского города Скарборо: сила его крика составила 111 децибел, что соответствует реву мотоцикла без глушителя.

Но верхом библейских знаний о горном деле считают книгу Иова, которую Вернадский назвал древнейшей поэмой рудоискателей, но в основе которой лежит шумерская поэма, составленная более чем на 1000 лет раньше. В книге встречаются даже отдельные указания по металлургии, что позволило некоторым толкователям Библии в свое время видеть в Иове великого металлурга и рекомендовать его книгу как учебник физики. Красноречие ее требует от меня познакомить читателя с некоторыми изречениями, а заодно и с современным переводом. 

Книга Иова, 28

Поэзия, 1973, перевод Аверинцева

1. Так у серебра есть источная жила, и у золота место, где его плавят.

Так! Копи есть серебра, и для золота горнило есть,

2. Железо получается из земли; из камня выплавляется медь.

Железо добывают из земли, и плавят из камня медь...

3. Человек полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной.

 Рудокопы, сокрытый люд, иссекают ямы в безвестных местах, зыблются вдали от людей.

4. Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою, спускаются вглубь, висят и зыблются вдали от людей.

5. Земля, на которой вырастает хлеб, внутри изрыта как бы огнем.

Порождающая злаки земля извнутри изрыта огнем;

6. Камни ее - место сапфира, и в ней песчинки золота.

залежь сапфира в камнях ее, и песчинки золота в них.

 7. Стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна, К ним тропу не знает орел, не видел ее коршуний глаз,

8. не попирали ее скимны, и не ходил по ней шакал.

не топтал ее гордый зверь, и львенок по ним не ходил.

9. На гранит налагает он руку свою, с корнем опрокидывает горы;

С гранитом борется человек, исторгает он корни гор,

10. в скалах просекает каналы, и все драгоценное видит глаз его;

прорезает проходы в скале - все самоцветы открыты оку его;

11. останавливает течение потоков и сокровенное выносит на свет.

Сдерживает он напор родников и сокровенное выносит на свет!

 

Примечание 23.  Правда, известны находки более древнего возраста, но археологи не принимали их во внимание, считая более поздними. Например, в пирамиде Хеопса нашли стальное долото[19], датируемое 2123 г. до н. э. по времени постройки пирамиды. В Самарра (Сев. Ирак) был найден железный долотоподобный инструмент прямоугольного сечения, датируемый 5000 лет до н .э.

Хатти не принадлежали к индоевропейцам, их язык сходен с абхазо-адыгейским. Греки позднее, якобы, называли их халибами[20] и утверждали, что халибское железо не ржавело и имело блеск серебра; по мнению же других, халибы входили в хеттскую конфедерацию. Страбон утверждает, что позднее халибов стали называть халдеями.

Предполагают, что хатти (хатты, халибы) стали выплавлять железо еще во второй половине III тыс. и от их названия железа hawalki (hap/hawalki) происходят названия этого металла у всех (!) других народов, включая греческие "халкос" и "халиб", грузинское "rkina", праславянское “zel-zo”.

Индоевропейцы появились в Анатолии, по одной версии, в начале III тыс., по другой - в конце его. Их прародиной, вероятно, была область от Нижнего Дуная вдоль северного побережья Черного моря до предгорий Кавказа. Один из индоевропейских народов-пришельцев, хетты, покорил страну Хатти. Впрочем, строгое различие между ними не всегда чувствуют и современные исследователи. У некоторых авторов Хета и Хатти - одна и та же страна, открытая Г.Винклером в 1906 г. Под хеттами понимали также и хеттов-неситов и "иероглифических хеттов", и сирийских арамеев, и финикийцев, евреев и т.д. и т.п. Своим праотцом они считали Хета, сыном которого был Ханнан. Несмотря на все эти разногласия, в одном авторы сходятся; во II тыс. до н.э., наряду с Египтом и Ассиро-Вавилонией появляется третья великая держава - Хеттское царство. Столица ее Хатусса (Хаттусас) находилась возле современной турецкой деревушки Богазкей, в 100 км к востоку от Анкары.

Хеттское государство пока не локализовано и сфера его влияния неизвестна. Известно, что в конце III тысячелетия Анатолия превращается в страну маленьких городов-государств. Среди этих государств наше внимание привлекают Куссары, Хатуссу, Пурусханды (Пурухшанды) и Канес (Каниш).

В царстве Куссар, одноименная столица которого находилась в районе современного г. Дивриги (Турция), первым правителем был Питхана. Это царство существовало в XIXVIII вв.[21] до н.э. и занимало господствующее положение в экономике Центральной Анатолии. Здесь знали железо и, как предполагают, осуществлялась государственная монополия на него.

В деловых документах торгового объединения в Канесе того же периода (современный Кюльтепе) упоминается металл amutum, который был в 5 раз дороже золота и в 40 раз дороже серебра. По одним предположениям это было метеоритное железо, по другим amutu - это товарная крица, т.е. металлургическое железо и стоила она не в 5, а в 8 раз дороже золота.

Принято считать, что хетты покорили хатти и восприняли их технологию изготовления железа, хотя некоторые исследователи и возражают против этого: одни считают, что хетты (Hittite) сами в 1400 г. до н.э. изобрели цементацию на лезвии ножа /Davisson, 1972/, другие совершенно отвергают знание хеттами способа изготовления железа на том основании, что при раскопках не найдено ни одного железного предмета ХIVIII вв. и в хеттских документах нигде не упоминается ни о добыче железа, ни о железном массовом оружии, ни об орудиях труда [Арешян, 1975, Маккуин, 1983], как в этом хеттском "строительном" тексте

"Золото из "города" Би (рундума) принесли,

серебро из...принесли,

мрамор из страны Канис принесли,

камень... из страны Элам принесли,

строительный камень из-под земли взяли,

черные небесное железо с неба получили

медь (urudu) (и) бронзу (zabar) с горы Таггата

в стране Алесия принесли"

 

Впрочем, это можно понимать и как сокрытие железа.

 Примечание 24.   Первым шагом всяких завоевателей по отношению к побежденным становится захват металлов, в первую очередь железа. Тиглатпаласар I (он же Туккульти - апал - Эшарра  I, 1115-1077) - ассирийский царь, называет железо своей военной добычей в Коммагенах (Северная Сирия). Другой ассирийский царь, Тукулъти-Нинурта III (890-884), победив страну Наири, получил с нее в виде дани медь, свинец и железо. Затем происходит насыщение железом; в Нововавилонское время (629-539) оно уже дешевле серебра в 225 раз /Клима, 1967; Heichelcheim, 1958).

Распространение железа фиксируют и письменные памятники. Подсчитано, что в "Илиаде" Гомера, время сложения которой датируют XIIIIX вв. до н.э., бронза упоминается 324, а, железо - 23 раза (14,1:1), в более поздней «Одиссее» (VIII - VII вв.), соответственно, 104 и 25 (4,1:1) [Обермайер, 1913]. Все оружие, которым сражались герои "Илиады" еще исключительно бронзовое (медное). Упоминаемое здесь железо одни комментируют как самородное, другие - как метеоритное.

"Тут Ахиллес предложил им круг самородный железа…

Встаньте, которым угодно и сей еще

подвиг изведать!

 Сколько бы кто ни имел и далеких

полей и широких,

На пять круглых годов и тому на

потребы достанет

Глыбы такой; у него никогда

оскуделый в железе

В град не пойдет ни оратай, ни пастыръ,

но дома добудет"

[Гомер, "Илиада" в перев. Гнедича]

 

Примечание 25.  В "Исходе" (20, 25):

"Аще же алтарь в камении сотвориши мы да не устроиши их тесаных: сечиво бо твое аще возложиши на них, то оскверняется",

что в переводе звучит так "Если будешь делать мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо как скоро наложишь на них тесло свое (очевидно железное - А.Г.), то осквернишь их".

И в "Числах" (35, 16): "Аще же орудием железным убиет его, и умрет, убийца есть: смертью да умрет убийца". Этот запрет, кажется, действовал еще при римлянах.

У царя Соломона было кольцо, состоящее из двух половинок - железной и медной. Железным он запечатывал приказы мятежным демонам, а медным - добрым гениям.


 

[1] Трасология - наука, занимающаяся изучением функций первобытных каменных орудий по следам сработанности рабочей части инструмента.

[2] Анатолия - часть Передней Азии, азиатская часть Турции, в переводе - "страна, обращенная к восходу Солнца", "страна Востока". В ней выделяют Сев. Сирию, Киликию, Долину Конии, юго-запад и северо-запад.

[3] По другим данным, самые древние обломки керамических сосудов найдены в Южн. Японии, их возраст - 12000 лет [Скленарж, 1987].

[4] По другим источникам - Кинира, сын Агриопы. Финикийцы называли эту руду "кипрским камнем".

[5] Вероятно имеется в виду Гай Юлий Солин, римский писатель II в. До нас дошел его "Сборник достопримечательностей".

[6] Не говорит ли это, что и в древности считали железо предшественником меди?

[7] Английский археолог Артур Эванс (I85I-I94I), производивший с 1900 г. раскопки в Кноссе на о-ве Крит, разделил историю Крита на 3 периода, назвав их по имени Миноса, сына Зевса, легендарного царя Кносса, минойскими: раннеминойский 3000-2000 гг., среднеминойский 2000-1600 гг., позднеминойский 1600-1200 гг. до н. э. По другой версии, минойская цивилизация погибла при взрыве вулкана ок. 1500 г. до н. э. [Трамп, I960].

[8] Фригия - государство, основанное примерно в IX в. до н. э. в центральной части Малой Азии фригийцами, т.е. фракийцами и дорийцами, пришедшими с Балкан. От них, по Геродоту, отделились армяне.

[9] Существовало также мнение, что эти эпосы созданы в ХII в. до н. э. В VI в. до н. э. правитель Афин - Писистрат назначил специальную комиссию, которой было поручено записать тексты обеих поэм и во время празднеств в честь богини Афины обязательно читать их перед всем народом.

[10] О высоком их качестве, вероятно, свидетельствовало существование в то время специального выражения - "медь из Бриндизи".

[11] Некоторые ранние греческие авторы называли еще Финикию.

[12] Первую монету из электрума (золота 73 %, серебра 27 %} весом 14, 5 г, якобы, приказал отчеканить в 670 г. до н. э. лидийский царь Гигес , бывший пастух, захвативший трон благодаря "магическому золотому кольцу, делавшего его невидимым".

[13] Сейчас электром называют сплав легких металлов на основе магния.

[14] Тогда еще не знали предупреждения Библии: «Проклят, кто сотворит изваяние» [Второзаконие, XXVII, 15]

[15] Эдилы - выборные должностные лица в Древнем Риме, отвечающие за порядок в городе, снабжение его продовольствием, устройство зрелищ и общественных игр.

[16] По Плинию, удивительно в этой статуе то, что ее можно было рукой привести в движение, а никакая буря не могла потрясти, таков был расчет ее равновесия.

[17] Каменные изваяния древних тоже достигали внушительных размеров, статуя Рамзеса II в Танисе имела высоту 27 м и вес 900 т. Другая статуя в Мендосе весила 1000 т. Статуя бога дождя Тлалок в Мексике - 167 т.

[18] От имени их племянницы Роды, дочери Галии, родившейся на этом острове.

[19] По одной версии сталь была известна в Египте за 2800 лет, в Китае за 2357 лет до н.э.

[20] Халибы впервые упоминаются в "Прометее" Эсхила.

[21] По другим данным, время царствования Питханы - 1790-1750 гг.